Если случилась серьезная травма, острое заболевание или обострилось осложнение диабета, не откладывайте обращение к врачу! Чем раньше вы это сделаете, тем быстрее и дешевле будет оказана необходимая медицинская помощь.

Полис обязательного медицинского страхованияЕсли вы находитесь в пределах Российской Федерации, достаточно просто взять с собой полис обязательного медицинского страхования (ОМС). По этому полису медицинская помощь в рамках государственной программы ОМС оказывается на территории страны вне зависимости от того, где оформлен полис и где гражданин зарегистрирован (прописан). Экстренную медицинскую помощь на всей территории России оказывают бесплатно и без предъявления полиса обязательного медицинского страхования, в том числе иностранным гражданам. Некоторые поликлиники отказывают нашим соотечественникам в оказании медицинской помощи, если у них не «местный» полис ОМС (например, выдан в соседней области). Это противоречит действующему законодательству. Чтобы решить проблему, необходимо напрямую обратиться в представительство местной страховой компании, работающей не по добровольному, а по обязательному медицинскому страхованию, или в областной фонд ОМС. Обычно вопрос решается сразу после обращения.

Сложнее, если человек находится в зарубежной поездке. Чтобы посещение врача не влетело в копеечку, надо обязательно, еще до отъезда, оформить медицинскую страховку. Для въезда в некоторые страны, например заключившие шенгенское соглашение, наличие такой страховки обязательно. Иногда туристы, получив страховку для въезда в шенгенскую зону, наивно полагают, что этот полис будет «работать» везде. Не будет. Для поездок в другие регионы (не входящие в шенгенское соглашение) необходимо заключить новый договор о медицинском страховании.

Компаний, которые занимаются страхованием туристов, выезжающих за рубеж, много. Предпочтение желательно отдать крупным. В каждом регионе это будут свои фирмы. Выбирая страховую компанию, в первую очередь поинтересуйтесь ее лицензией. Там должны быть указаны виды страхования, разрешенные этой фирме. Если страховая компания принадлежит иностранному владельцу, не удивляйтесь, что она страхует небольшое число рисков.

В развитых западных странах такая узкая специализация служит признаком высококлассного оказания соответствующих услуг. Отечественные же фирмы, если они будут оказывать ограниченное число услуг, могут не выдержать финансовой конкуренции и обанкротиться, поэтому для них более обнадеживающий признак — многопрофильность страхования.

Необходимо убедиться в том, что страховая компания работает в этой сфере услуг уже много лет. Если представитель фирмы утверждает, что она на рынке давно, но за последние годы страховых случаев не было и выплаты по страховке не производились, значит, либо компания всегда находила лазейки, чтобы избежать выплат, либо просто не ведет статистику, что тоже характеризует ее не с лучшей стороны. Если фирма предлагает вам круглосуточную поддержку русско-говорящего диспетчера в стране пребывания, надо обязательно проверить указанный номер телефона. Следует внимательно ознакомиться с предлагаемой печатной продукцией, убедиться, что инструкция для клиента написана доступным, а не специфичным для данной отрасли языком. Непонятая, а следовательно, неправильно выполненная инструкция может стать причиной того, что компания откажется выплатить клиенту страховую сумму.

Все квитанции, получаемые при самостоятельной оплате медицинских услуг, а также квитанции телефонных переговоров с представителем страховой компании следует сохранить — только предъявив их, можно будет рассчитывать на возвращение потраченных денег.

Не нужно иметь дело с фирмой, которая предлагает, по сути дела, не страховку, а компенсацию затраченных клиентом на лечение средств: некоторые компании просят туристов самих оплатить все расходы на лечение, а по прибытии на родину обещают отдать им деньги, если будут предъявлены квитанции. Мало кто из нас берет с собой в турпоездку «свободные» 20—30 тыс. долларов, чтобы в случае чего расплатиться за медицинскую помощь, а ведь именно это и предлагают такого рода страховые фирмы.

Большая часть компаний настаивает на обращении клиента только в определенные медицинские центры, с которыми у них заключен договор. Это не самый лучший вариант, но другого может просто не быть. Если все-таки пришлось обратиться в иные лечебные учреждения, будет не лишним иметь на руках выписку, подтверждающую, что состояние здоровья в тот момент не позволяло вам ехать в расположенный дальше медцентр.

Стоимость медицинской страховки невелика. Например, выезжая в 2010 году на 10 дней в Израиль, я заплатила за полис 275 руб. При этом мне была гарантирована медицинская помощь в лечебных учреждениях этой страны на сумму 30 тыс. евро. Стоимость полиса возрастает в зависимости от возраста и исходного состояния здоровья туриста, но порядок цен остается примерно тот же. Главное — указать достоверные сведения о своем здоровье. Шила в мешке не утаишь, и, если возникнет необходимость обратиться к медикам, рассказать о сахарном диабете придется. Если при оформлении полиса данная информация не была предоставлена, страховая компания имеет право аннулировать договор страхования, и турист останется один на один со своей проблемой. Это окажется гораздо дороже, чем 2—3 сотни рублей за полис. К дешевому сервису надо всегда относиться настороженно, скупой в данном случае может заплатить не дважды и даже не трижды. В сотни и тысячи раз больше.

Оптимальный вариант страховки включает в себя страхование от острых заболеваний и несчастных случаев, страхование багажа от потери или порчи и страхование невозможности выехать из страны в результате действия чрезвычайных причин (болезнь — собственная или близкого родственника, пожар или какие-либо другие форс-мажорные обстоятельства).

Предусмотрев и предупредив все возможные риски, можно смело отправляться в путешествие. Скорее всего, оно пройдет гладко и доставит массу удовольствия.